Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Художественная литература [1]
Публицистика [2]
Научная литература [0]
Краеведение [1]
Фольклор [0]
Поиск по сайту
ИА "Чеченинфо"
Block title
rss2email
Рассылка ИА "Чеченинфо"



Рекламный блок
Партнеры журнала
  • ИА "Чеченинфо"
  • Журнал "Нана"
  • Журнал "Орга"
  • Журнал "Вайнах"
  • ИА "Грозный-информ"
  • ИА "Чечня сегодня"
  • Журнал "Стела1ад"
  • "Вести Республики"
  • Мы в соц. сетях
     checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 16
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Пятница, 19.04.2024, 01:55
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    RSS - сетевой журнал "Чеченинфо"
    Главная » Статьи » Читальный зал » Краеведение

    Чеченцы: этнический портрет
    Существует легенда: когда Бог делил землю между народами, горцы устроили пир в его честь и поэтому опоздали к началу. Тогда Бог дал им землю, которую оставил себе, — Кавказ. С тех пор в горах Кавказа, где, по преданию, был прикован к скале Прометей, и где проживали воинственные амазонки, жил и живет сейчас наш народ — нохчи, более известный под именем чеченцы.

    1. Об этногенезе и государственности чеченцев

    Чеченцы — один из древнейших народов Кавказа. Принадлежат к кавказской расе. Самоназвание — \\\"нохчи\\\". В истории также известны под названием \\\"нахчиматиане\\\", \\\"дурдзуки\\\", \\\"кистины\\\", \\\"цанары\\\", \\\"эры\\\".

    Происхождение этнонима \\\"чечен\\\" уходит в глубь веков. Так, например, тюрки издавна называли чеченцев \\\"сасаны\\\", кабардинцы — \\\"шашаны\\\", осетины — \\\"цацаны\\\", лезгины — \\\"чачаны\\\". Современное название \\\"чеченцы\\\" сформировалось в данной транскрипции в XVIII веке в результате близкого соприкосновения этого народа с русскими. В литературе о чеченцах довольно часто встречается и название \\\"вайнахи\\\" (дословно: наш народ) или \\\"нахи\\\" (народ)″
    Чеченский язык относится к кавказско-иберийской языковой семье. Корни этого языка зафиксированы в клинообразных надписях древневосточных государств Митанни (XIV — XI века до н.э.) и Урарту (IX — VI века до н.э.).

    Этногенез чеченцев начинается от древнего народа хурри, проживавшего в III — II тысячелетиях до н.э. на Кавказе и в Передней Азии. Во всяком случае, к этой эпохе восходят корни чеченской культуры и древней религии, и именно там, в памятниках хурритской письменности, мы находим первые следы чеченского языка и литературы.
    Еще более заметно присутствие чеченцев позже, в первой половине I тысячелетия до н.э., в северной Месопотамии и на южном Кавказе. В цивилизациях этой эпохи, и особенно в царстве Урарту, в древних текстах встречаются уже представители субэтнических групп, герои легенд, а на фресках — контуры национальной архитектуры и древних богов. Даже топонимика той эпохи отчасти повторилась на современной карте Чечни.

    Кроме того, культурные и языковые связи чеченцев той эры прослеживаются и с цивилизациями хеттов, этрусков, басков и других некавказских народов.2
    А известный историк И. Карст считает, что чеченцы \\\"этнически и лингвистически резко отличаются от прочих горских народов Кавказа. Они — перемещенный на Кавказ отпрыск великого гиперборейско-палеоазиатского (переднеазиатского — Л.У.) племени, которое простиралось от Турана — через Северную Месопотамию — до Ханаана\\\". (Иосиф Карст, \\\"Начало Средиземноморья. Доисторические средиземноморские народы, их происхождение, расселение и родство. Этнолингвистические исследования\\\", г. Гейдельберг, 1937г.)
    О происхождении этноса упоминается во многих чеченских легендах и письменных источниках — \\\"тептарах\\\". Один из таких старых документов был дешифрован ещё в XIX веке и опубликован в различных книгах.4

    Почти во всех чеченских источниках преобладает мысль о переднеазиатском исходе. Интересные сведения, почерпнутые из гениалогических легенд, приводит в своих последних исследованиях доктор С.-М. Хасиев″:

    \\\"После сорока поколений от Ноя (Nоhа раihатаr), прямыми потомками которого мы являемся, в стране Шема (Shетаh) в царстве Пилкъар правили два брата. В то время было принято, чтобы каждый, кто вырастил троих сыновей, одного отдавал князьям, которые отправляли их на девять лет на берега большой реки Рахь в местности Хана Ана оберегать свои рубежи (именно оттуда ожидалась беда).

    В те далекие времена отношения между мужчинами и женщинами не были слишком строги. К молодым воинам, охранявшим рубежи, раз в год на некоторое время отправлялись женщины, чтобы поддержать и укрепить их дух. Это считалось необходимым.

    Однажды, когда девушки гостили у \\\"пограничников\\\", многочисленное войско врагов сумело переправиться на берег, но воины стойко сражались, и недругам не удалось их одолеть. Одной из молодых женщин приглянулся парень из вражеского стана, и она тайно имела с ним связь. Она указала врагам, как победить ее родственников (мотив, часто встречающийся в чеченском фольклоре). К несчастью, в свое время она разродилась мальчиком, который унаследовал от матери коварство. Лицом он походил на родственников по матери, а все остальное унаследовал от отца. Возмужав, он завоевал царство Пилкьар, убил старшего из правивших братьев, а дочь его заставил жить с собой, (младший брат успел скрыться). Он стал править по своим диким законам, не отличая истину от лжи, добра от зла. Оставшийся в живых младший брат решил принять предложение части своих бывших противников, бежавших от завоевателя и возвращавшихся к реке Рахь, царствовать над ними, подчинившись року. В честь прародины этой семьи правитель получил имя Пир″а.
    Сыновья старшего брата долго скитались, ожидая удобного случая отомстить за жестокую смерть отца, что они и сделали со временем. Воспоминания о случившемся сильно удручали их, и видели они, как сильно изменились нравы людей (по одной из версий, их сестра родила завоевателю семерых сыновей, которые к моменту совершения кровной мести уже правили страной; ни мстить племянникам, ни воздействовать словом на уже сложившихся мужчин они не могли). По этой или по другой причине благовоспитанные братья со своими потомками и сторонниками решили удалиться в местность Забба. Оттуда наши предки переселились к Зорхи, после — в Басха, затем — в Нахар (всего восемь раз)\\\".
    Далее этнограф обобщает эти сведения и сопоставляет их с другими данными:

    \\\"Каков был путь от Нахара (области, известной в исторических хрониках как Наири или Нахири) через Баср к местам современного поселения чеченцев, легенда умалчивает. Но обращает на себя внимание деталь, встречающаяся во всех вариантах. Странник в поисках пристанища идет по горам Кавказа от Черного к Каспийскому морю навстречу восходящему солнцу. Останавливается отдохнуть, втыкает посох в землю и засыпает (место именуется по-разному, но чаще фигурирует Нашха). Проснувшись, он видит на посохе гнездо, свитое какой-то птицей (чаще ласточкой или голубем), и, восприняв это за счастливое предзнаменование, закладывает поселение.

    В легенде привлекают внимание различные наименования, часть которых ассоциируется с той или иной известной территорией. К ним относятся Шема (Сирия), Заб (река в Передней Азии), Нахар (Наири). Река Рахь в легенде связывается с Пир″а (Фараоном). Это дает основание предполагать, что речь идет о Ниле, а Хана Ана — буквально: охраняемый горизонт, сторожевая сторона, т.е. местность, расположенная где-то на Синайском полуострове. Невыясненными по местоположению остаются царство Пилкьар, давшее, согласно легенде, Древнему Египту царствовавшую семью, река Зорхи (буквально: человеческий желудок), Басх (возможно, Баксанское ущелье).

    В народной памяти сохранились многие реалии, которые дополняются материалами лингвистов. Грузинские и армянские источники также отмечают пребывание чеченцев в Закавказье. Грузинская эпонимическая традиция признает первопредком чеченцев \\\"Кавказоса — сына Яфета\\\".

    Первое вполне надежное, историческое свидетельство, упоминающее Нахч, относится к началу второй половины II тысячелетия до н.э. Оно оставлено одним из египетских фараонов, который захватил в плен семерых князей из области Аки или Ака, находящейся в междуречье Большого и Малого Заба. О времени и месте существования Наири (Нахири) хорошо известно. Там позднее возникает Нахчеван, где в V веке до н.э. чеканят свою монету. В VII веке Нахч снова появляется в Армянской географии, но в форме Нахчиматиана (дословно: нахч — язычные, т.е. говорящие по-чеченски), но имеется в виду уже место на северо-западе Кавказа\\\".

    В IV веке до н.э. на территории Северного Кавказа возникает чеченское государство — Дурдзукетия. Пока неизвестно точно, сколько оно просуществовало, но, как сообщают древнегрузинские и древнеармянские источники, его роль в политической жизни тогдашнего Кавказа была значительной. В то время кавказские страны, в отличие от современной ситуации, были гораздо ближе друг к другу, а в случае внешней опасности немедленно объединялись в военный союз. Политическое единство поддерживалось, как об этом сообщают источники, и межкавказскими браками на высшем уровне. Так, например, принцесса Дурдзукетии становится в III веке до н.э. первой царицей Картлийского (древнегрузинского) государства. ( Примечательно, что за тысячелетие до этого принцесса митаннийской державы Тадухепа, более известная под именем Нефертити, также стала правителем другого царства.)

    В средние века чеченцы участвовали в образовании таких государств, как Серир (V - IX века), Алания (X - XI века), Симсим (XIV век).
    Письменная основа чеченского языка, как было упомянуто, зародилась еще в библейские времена в Древней Месопотамии. Однако клинопись, видимо, навсегда утратила свою значимость с падением Урартского царства в 590 г. до н.э. И только спустя почти тысячелетие известный армянский просветитель Месроп Маштоц придумал на Кавказе новую письменность, которая с незначительными видоизменениями налагалась на различные языки той эпохи. Как предполагается, многие народы древней Армении, Грузии, Чечни, Кавказской Албании на протяжении длительного периода пользовались той, сугубо кавказской системой письма. На сегодня только грузинам и армянам удалось сохранить свою древнюю письменность.

    Последние исследования показали, что чеченцы еще в XI веке продолжали пользоваться письменностью, подобной грузинской по графике. Однако с XVIII века в Чечне получила распространение \\\"аджаб\\\" — письменность на арабской графической основе.

    Поиски документов старочсченского письма очень затруднены в связи с тем, что в 1944 году, во время депортации чеченского народа, основная масса его литературных памятников была уничтожена русскими. Очевидцы сообщают, что в те морозные февральские дни со всей территории Чечни и Ингушетии на американских \\\"студебеккерах\\\" к центру Грозного свозились библиотечные фонды и частные коллекции, старинные книги и манускрипты. Чудовищный костер из кавказских сокровищ, восславляя торжество демонов, горел на протяжении трех дней и трех ночей.

    Незначительные размеры Кавказа и его особое стратегическое положение не способствовали длительной жизни какого-либо кавказского государства. Расположившись между двумя морями, этот регион, как своеобразный коридор, служил соединению различных миров между собой. И различным завоевателям, то с севера или с юга, то с запада или с востока, так или иначе преследующим гегемонистские цели, приходилось пересекать его сказочные страны.

    Так, например, в эпоху раннего средневековья (IV — XII века) чеченцам, как и другим кавказцам, пришлось отражать экспансию Сасанидского Ирана, Арабского халифата и Хазарского каганата. В XIII веке кавказские равнины более чем на два столетия были заняты Золотой Ордой. А уже в 1396 году полчища нового азиатского завоевателя Тимура уничтожили северо-кавказские города, а также страну Симсим. В начале XVI века наступление на Кавказ развертывают сразу три крупные державы — Сефевидский Иран, Османская империя и Московское царство. Действия этих трех сил и определяли политическое положение чеченцев и других народов Кавказа, по крайней мере, до середины XIX века.
    Однако на протяжении своей истории чеченцам удавалось сохранять национальное достоинство и непоколебимость в защите своей земли, несмотря на, порою, многократное превосходство чужеземных завоевателей. Так, к примеру, в VII веке предки чеченцев разгромили 130 тысячную армию Арабского халифата, а в XVIII веке, во время знаменитой битвы в Ханкальском ущелье Чечни, была повержена \\\"несокрушимая\\\" 80 тысячная армия Крымского ханства (вассала Османской империи), возглавлял которую непосредственно хан Каплан-Гирей.

    За всё время своей героической истории, вплоть до 1859 года, чеченцы ни разу не теряли независимости. Доказательством тому служит древний чеченский язык, на протяжении тысячелетий сохраняющий собственную лингвистическую основу и память библейских времен.

    Чеченский народ и сегодня воспевает подвиги Моhcur Idiga и А1dam-Geга, противостоявших золотоордынским полчищам, отважного и мудрого Са1гаЬа, возглавившего борьбу чеченцев против хромого Тимура, Тinin Vuysa и Ка1оi Каnt, давшим отпор полчищам хазар... И даже из древнейших времён Месопотамии и Анатолии сохранилось много свидетельств их доблестного противостояния и варварским полчищам, и имперским притязаниям древних цивилизаций. Есть и свидетельства того, что они освобождали эти цивилизации от оккупации варваров. Но нет в истории чеченского народа прецедента нахождения под чьим-либо игом.

    Даже двухвековое русское господство над Кавказом чеченцы так и не признали. И никогда не признают. Этот факт также подтверждается новейшей историей чеченцев XIX — XX веков.

    Очень важным этапом в этнической истории чеченцев является XVI столетие. В это время у чеченцев и ряда других народов Кавказа происходят революционные преобразования в социальной структуре общественного устройства. Вместо феодально-иерархической системы утверждаются основы всеобщего равенства. Кстати, многовековая борьба за освобождение от иерархически — сословных пут нашла свое отражение в чеченском эпосе XVI века \\\"НИ\\\".

    Функции государственной власти ложатся на избираемых в каждом населенном пункте членов \\\"Кhеl\\\". Они же делегировали полномочия в \\\"Меhк-Кhеl\\\" (Совет страны), который являлся высшей инстанцией в стране, и его решения были обязательны для всех. Местный \\\"КЬе1\\\" при необходимости апеллировал к нему; туда же мог обращаться и любой гражданин. Право свободного высказывания и внесения предложений имело все взрослое мужское население, а женщины уполномочивали для этого кого-либо из мужчин.″
    О республиканской системе организации чеченского общества пишет и Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Эфрона; \\\"Во время своей независимости чеченцы, в противоположность черкесам, не знали феодального устройства и сословных разделений. В их самостоятельных общинах, управляющихся народными собраниями, все были абсолютно равны. Мы все \\\"уздени\\\" (т. е. свободные, равные) говорят теперь чеченцы\\\" (т. XXXVIII А, Санкт-Петербург, 1903 г. )

    Здесь уместно отметить, что отсутствие и современном чеченском обществе ощутимых следов феодальной эпохи пропагандисты \\\"цивилизаторского влияния России\\\" всячески пытались представить с прямо противоположных позиций, т. е. как факт того, что \\\"дикие горцы\\\", якобы, еще \\\"не достигли стадии развитого классового общества\\\". Ответ на подобные измышления выглядит так. Как пишет российский этнограф Ян Чеснов, все \\\"дело в том, что нахи (чеченцы, ингуши и бацбийцы, живущие в Грузии) давно оставили позади эпоху классового общества,5 а предки нахских народов прошли стадии ранней государственности, которая существовала в древности на этническом субстрате хурритов, митани, урартов, дурдзуков\\\".6

    Но даже и не фактор ранней государственности, и не средневековый эпос \\\"1Ш\\\", и не чеченские манускрипты являются ключевыми свидетельствами социальной эволюции. Развитость производительных сил, зафиксированная в XVIII — XIX веках, и открытость общества — вот, пожалуй, наиважнейшие признаки социального прогресса чеченцев. А в XIX век они уже вступают \\\"сильнейшим народом Кавказа\\\", сообщают документы.13 И ещё. Народы с доклассовым уровнем развития покорялись за месяцы — недели, а некоторые и в течение дней. Даже если они имели многократное численное превосходство перед колонизаторами. А чеченцев так и не удалось сломить. Свободных людей, сознающих свое национальное единство, невозможно покорить никогда!

    Исследования Яна Чеснова говорят о том же. У вайнахов, отмечает он, при победе демократического начала над аристократическим \\\"соответственно окреп, а не ослаб этнос\\\".6 По мнению другого этнографа С.-М. Хасиева, республиканские общества на Кавказе оказали исключительно большое влияние и на предотвращение распространения крепостничества на юге России. \\\"При малейших попытках закрепощения люди уходили в эти вольные республики, и это был один из важных источников их пополнения\\\".

    2. Национальные гимн, флаг и фактор свободы

    Государственный гимн республики по происхождению является литературным памятником чеченского фольклора. Невозможно установить точную дату его зарождения, но само содержание подсказывает нам, что это, скорее всего, были стародавние времена.

    В самом названии гимна и в его содержании заложены национальный характер чеченцев, свободолюбие и демократичность государственного строя.

    Смерть или свобода.7
    Мы родились в ту ночь, когда щенилась волчица
    Утром под рев льва нам дали имена.
    В орлиных гнездах вскормили нас матери,
    На тучах укрощать коней учили нас отцы.
    Нас матери родили для народа и отечества,
    И по их зову мы храбро вставали.
    С горными орлами мы свободными выросли,
    Трудности и препятствия гордо одолевали.
    Скорее скалы гранитные, словно свинец, расплавятся,
    Чем полчища врагов нас заставят склониться!
    Скорее Земля возгорит в пламени,
    Чем мы предстанем могиле, продав свою честь!
    Никогда и ни перед кем мы не предстанем покорными, Смерть
    или свобода — одного из двух добьемся.
    Сестры наши раны своими песнями излечивают,
    Глаза возлюбленных на ратные подвиги поднимают.
    Если нас подавит голод — корни будем грызть,
    Если нас одолеет жажда — росу из травы будем пить!
    Мы родились в ту ночь, когда щенилась волчица;
    Богу, Народу, Отечеству — только им мы служим!

    \\\"Свобода\\\" в чеченском восприятии значит неизмеримо больше, чем говорят о ней традиционные представления в сознании многих других народов. Свобода для чеченцев — не только философия их существования (что, в общем-то, естественно для большинства народов), поскольку именно через это понятие выражаются многие нормы непосредственной жизни и быта людей. Лучше всего это можно показать на примерах из повседневного общения.

    Во время приветствия чеченцы говорят: \\\"Маrsha vogiyla\\\"(мужчине) и (\\\"Маrsha jogiylа\\\" (женщине). Смысл этих выражений таков: с прибытием тебя здесь (у этого дома, места встречи и т. д. ) ожидают (гарантированы) полная свобода, мир и благодействие. Непосредственный перевод этих слов с чеченского выглядит так: \\\"marsha\\\" — свобода и \\\"vogiula,jogiyla\\\" — прибытие (как производное чеченского глагола \\\"gо\\\" — идти).

    А прощание выражается следующим образом : \\\"Маrsha goyla\\\" (свободного пути тебе) и \\\"Маrsha joyla\\\" (свободно оставаться).
    Вместо \\\"передай привет\\\", говорят \\\"Маrshalla doijtu\\\" (доставить свободу), а вместо \\\"будь здоров\\\" — \\\"Dа1а Маrshalla doyla\\\" (пусть бог даст, сделает свободу). Здесь \\\"Dа1а\\\" переводится как \\\"Бог\\\", \\\"doijtu, dоу1а\\\" — производные формы самого распространенного чеченского глагола \\\"dо\\\" — делать. \\\"Маrshalla\\\", так же, как и \\\"marsha\\\", а переводе означает — свобода.

    Белый цвет на полотнище чеченского флага также выражает свободу. Он ложится на зеленое \\\"поле\\\" – цвет жизни. Цвет свободы пронизывает алый цвет крови. Таким образом, три колора чеченского флага отражают стремление народа к свободной жизни, а кровавый след — его трагическую историю.
    Свободолюбие горцев, их непреклонность перед любым насилием возбуждали встречный ответный ток и в сердцах лучших русских людей. Огарёв назвал Кавказ приютом русского свободомыслия. По словам В.Г. Белинского, \\\"Кавказ сделался для русских заветной страной не только широкой раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний\\\". (Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т. 7, с. 373.)

    Говоря об истоках чеченского термина \\\"marshall\\\", можно добавить, что в древние времена свобода являлась и оценочной мерой положения человека в обществе. Заметнее всего это проявлялось в военное время, когда независимым от других, т. е. самым главным или самым свободным, мог быть только один человек — \\\"marshall\\\". Остальные же, согласно положению в военной иерархии, соответствующим образом утрачивали определенную часть своей независимости. По мере ограничения свобод и понижения титула естественным образом увеличивалось и количество зависимых людей. Так, \\\"marshall”-ом мог быть только один человек, \\\"inarl\\\"-ов уже несколько, и т. д. Однако подобные отношения между людьми складывались не только в военное время, но и в процессе исполнения всенародных ритуальных обрядов и проведения празднеств. Отголоски далеких времен сохранились в чеченских традициях и памяти народа по сей день.

    Можно с уверенностью утверждать, что сложившиеся в результате многотысячелетней истории культура и этика жизни чеченцев способны реально проявляться и созидательно влиять на поведение человека только в свободном обществе. Фактор свободы у чеченского народа включает в себя многочисленные компоненты поведенческих ограничителей, влияющих на формирование уникальной системы персональной и коллективной ответственности людей. А это обстоятельство, в свою очередь, приводит к более чем значительному самоограничению самой главной ценности каждого чеченца, называемой свободой. То есть, получается формула, по которой свобода через самоорганизацию общества делает чеченца \\\"несвободным\\\". Поэтому бытует мнение, что чеченец — это сначала обязанность, а только потом — национальность. \\\"Чеченцем быть трудно\\\", — так говорят в народе.

    Согласно чеченской легенде об амазонках, общество, организованное во имя мира, делится исключительно на мужчин и женщин. Затем акцент переносится на самоорганизацию, волевое регулирование личностью своих действий и поступков. \\\"Существует целая система норм поведения женщин и мужчин, детей и стариков, отношения к Богам, предкам, друг к другу, к окружающему животному и растительному миру. Это позволяет разделять людей не по этническим, конфессиональным и тому подобным признакам, а базироваться на конкретных деяниях и поступках личности, в зависимости от того, на что — во благо или во зло другим — они направлены\\\".1
    Здесь самое место упомянуть об особой форме античеченской пропаганды. О так называемой \\\"чеченской мафии\\\" — мифе, запущенном в информационный оборот с подачи Москвы.

    Такой мафии нет в природе и никогда не может быть.

    НЕТ, потому что последний чеченский преступник как гражданская личность исчез еще в 1859 году, когда этот народ принудительно был лишен своей независимости. С той поры Россия осуществляет методичное разрушение культурных ценностей чуждой для нее цивилизации. В результате акта русской аннексии было приостановлено функционирование институтов чеченской гражданственности, а соответственно и ответственности за поведение своих представителей. А борьба чеченцев за независимость во многом заключалась именно в попытках восстановить свою гражданственность и культуру, тогда как Россия все эти десятилетия вела перманентную войну на ее уничтожение и унижение. К примеру, после Второй мировой войны русские взорвали до 70% памятников национальной архитектуры, сожгли все архивы и библиотеки, запретили чеченские школы, празднества. Дошло до того, что в 70-х годах, под видом борьбы с национализмом, закрыли Чеченский государственный хор! Поэтому все \\\"чеченоязычные\\\" преступники, а тем более их объединения — это русские преступники, ибо воспитаны они в системе гражданственности России, а не Чечни. Моральную, политическую и правовую ответственность за действия русской мафии может нести только Россия. А в отношении нынешней ситуации это тем более верно, так как оказалось, что почти все популярные \\\"чеченские\\\" преступники в процессе войны постепенно перекочевали в различные государственные структуры России, в т. ч. и в его правительство. Попросту говоря, в тяжелые для своих наставников времена они легализовались.

    НЕ БУДЕТ же \\\"чеченской мафии\\\" и впредь лишь потому, что Чечня, когда она станет независимой и избавленной от терроризма Москвы, сможет наконец-то восстановить свою гражданственность и культурные традиции. А когда это произойдет, то на граждан этой страны ляжет такой груз нравственной, материальной и физической ответственности, который начисто исключит саму постановку вопроса о каких-либо преступных объединениях.
    О том, какое влияние на людей оказывали законы Чечни до российской экспансии, особо сказано этнографом Яном Чесновым (статья \\\"Чеченцем быть трудно\\\", \\\"Независимая газета\\\", 22.09.94):

    \\\"Их социо-нормативная роль была выше правовых органов современного государства, бессильного перед проблемой преступности, антиобщественных нравов, других негативных явлений современного цивилизованного общества\\\".

    И далее: \\\" Этот большой мир должен быть хотя бы объективным к своим собратьям, которые донесли до эпохи техногенной бездушной цивилизации иные нормы человеческого общежития. Чеченская поговорка \\\"трудно быть чеченцем\\\" ставит проблему сознательных усилий по сбережению накопленного этнокультурного потенциала чеченской нации\\\".

    3. О национальном характере и гербе чеченцев

    Традиционная национальная культура чеченцев создала специфическую систему. В ранг абсолюта возведены честь и достоинство личности, гостеприимство, культ предков и потомков, культ женщины и очага, искренней любви и милосердия ко всему сущему.

    Только тот путешественник, который провел определенное время в горах Чечни, сможет понять характер чеченцев, почувствовать духовную культуру, отношение к женщинам, высокий гуманизм в архаичных традициях рыцарства.
    Что же такое чеченский национальный характер?

    Вот что пишет в \\\"Архипелаге ГУЛАГ\\\" знаменитый русский писатель А. Солженицын, сам непосредственно переживший эпоху сталинских застенков, в которых коммунистический режим проводил эксперименты по перевоплощению людей в послушных скотов: \\\"Чеченцев не упрекнешь в том, чтобы они когда-нибудь служили угнетению\\\". И еще: \\\"Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности, — не одиночки, не бунтари, а вся нация в целом. Это — чечены... Никакие чечены нигде не пытались угодить или понравиться начальству, но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны... Они уважали только бунтарей. И вот диво — все их боялись. Никто не мог помешать им так жить. И власть, уже тридцать лет владевшая этой страной, не могла их заставить уважать свои законы\\\". Это мнение можно дополнить эпизодом, описанным в немецкой литературе 1848 года:\\\"... Чеченцы захватили (русскую)крепость и уничтожили её гарнизон. Два русских генерала, Греков и Лисаневич, прибыли с тем, чтобы произвести осаду этой крепости. Чеченцы бились до тех пор, пока у них не кончились боеприпасы, после чего стали выбегать с саблями в руках и пробиваться сквозь войска, осаждавшие крепость. Командование царских войск вынуждено было вступить с ними в переговоры. Один мулла был приглашён на военный совет. Бесстрашный чеченец принял это приглашение, однако генералы стали говорить об измене, вероломстве. Гордый руководитель отмёл эти упрёки и дал волю своей безмерной ненависти... \\\"Так вы соблюдаете законы гостеприимства?\\\" -- сказал чеченец гневно и бросился на генералов, и продырявил их своим кинжалом. Раздался звон сабель. В комнату ворвались солдаты, но уже генерал Лисаневич, генерал Греков, один полковник и двое других офицеров пали от оружия (старика) муллы, прежде чем русские успели покончить с ним... \\\"(см. М. Эдельбиев, статья \\\"\\\"Третий Рим\\\" или Содружество. История и современность\\\", газета \\\"Кавказ\\\", № 267,1995 г. )

    А вот оценки, данные русскими историками но окончании Первой русско-кавказской войны \\\"самому непокорному\\\", а потому и враждебному Российской империи чеченскому народу: \\\"Чеченцы, как мужчины, так и женщины, наружностью чрезвычайно красивый народ. Они высоки ростом, очень стройны, физиономии их, в особенности глаза, выразительны; в движениях чеченцы проворны, ловки; по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют \\\"французами Кавказа\\\", но в то же время подозрительны, вспыльчивы, вероломны, коварны, мстительны. Когда они стремятся к своей цели, для них хороши все средства. Вместе с тем, чеченцы неукротимы, необыкновенно выносливы, храбры в нападении, защите и преследовании. Это — хищники, каких немного среди горных рыцарей Кавказа; да и сами они не скрывают этого, избирая среди царства животных своим идеалом волка\\\". (\\\"″Покоренный Кавказ\\\". Очерки исторического прошлого и современного положения Кавказа\\\". Издание А.-А. Каспария, С-Петербург, 1904 год. )

    Самый почитаемый и популярный зверь у чеченцев — волк (\\\"Воrz\\\") лег в основу государственного герба Чечни. Уважение к этому животному объясняется так: \\\"Лев и орел являются олицетворением силы, но нападают они только на слабого. Волк — единственный из зверей, кто осмеливается идти на более сильного, чем он сам. Недостаток силы волк заменяет безграничной дерзостью, отвагой и ловкостью. Если же он проиграл битву, то умирает молча, не выражая ни страха, ни боли. И умирает, поворачиваясь лицом к своему врагу. \\\"

    Каждый чеченец гордится, если его сравнивают с волком. Когда в похвале к чеченскому мальчику хотят подчеркнуть его ловкость и смелость, то говорят:\\\"Его волчица вскормила\\\". Волк в чеченском языке только женского рода. В чеченском гимне говорится, что \\\"Чеченцы родились в ту ночь, когда щенилась волчица\\\", а в одной из фольклорных песен есть слова: \\\"Волчица щенится в ту ночь, когда мать рожает чеченца \\\".

    В XIX веке Российская империя, победно прошедшая по Европе и закрепившаяся в Закавказье, пребывала в зените своей воинской славы. Однако, несмотря на свое безмерное могущество и высокую степень великодержавных амбиций, ее война с целью аннексии Северного Кавказа растянулась на многие десятилетия.

    Чеченцы, как отмечается в \\\"Этнографии народов СССР\\\" (С.А. Токарен, Москва, 195Н г.), оказали России во всех се колониальных войнах \\\"самое ожесточенное сопротивление\\\". Не будучи и состоянии победить чеченцев иным способом, русские войска использовали антигуманные″ методы завоевания. Они совершали рейды, уничтожая целые чеченские деревни, где из-за отсутствия воюющих мужчин оставались одни женщины и дети. Русские убивали людей и скот, сжигали дома. Но, несмотря на это, чеченцы, как и другие кавказцы, никогда, даже в самые тяжелые моменты своей истории, не теряли своего достоинства и гуманного отношения к другим.
    Это видно на таких примерах.

    1. Нота протеста, посланная в 1844 году чеченцами и аварцами в адрес российских властей : \\\"Со времени появления низких ног ваших на стесненных землях и горах наших. Вы всегда обманывали людей наших несправедливыми словами своими и подлогами, что неприлично людям благоразумным и действительно храбрым, а в особенности великим государям, имеющим влияние, силу и средства действовать против равного себе и могущим избавить угнетенных от преследования притеснителей. Вы же всегда разоряли имущество наше, жгли деревни и перехватывали людей наших, что хотя и неприятно было переносить нам, но притеснения эти мы против желания носили на себе до сего времени\\\" (см. \\\"Движение горцев Северо-восточного Кавказа в 20 — 50 гг. XIX века\\\". Сборник документов. Махачкала, 1959 г., стр. 424).
    Здесь ощущается и дух терпеливости, на значении которого в ментальности чеченцев мы остановимся ниже.

    2. А вот какое письмо отправил Имам Шамиль одному из своих полководцев в тот же период войны: \\\"От правителя правоверных Имама Шамиля своему брату Хамзату. Я получил сообщение, что Вы напали на противников и пленили их. Вы доложили мне, что Вы нанесли удар нашему противнику, соседу Гехи. Это было время урожая. В этом году засуха. У нашего противника урожай тоже плохой. В такой период мы не имеем права перед Богом нападать на него. Немедленно верните их пленных людей. Возвращайте пленных, возвращайте скот, который Вы угнали...\\\" (М. Мугумаев, \\\"Наша сила — в единстве\\\", Москва, 1993, с. 41).

    3. А.А. Бестужев-Марлинский в \\\"Письме к доктору Эрману\\\" пишет:\\\"...(Чеченцы) не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. \\\"Зачем уничтожать дар божий и труд человека\\\", — говорили они... И это правило горского \\\"разбойника\\\" есть доблесть, которой могли бы гордиться народы самые образованные, если бы они имели её... \\\". ( см. Эдельбиев, ст. \\\"\\\"Третий Рим \\\" или Содружество. История и современность\\\", газета \\\"Кавказ\\\", №267, 1995 г.)

    4. Во время битвы на реке Сунже 4 июля 1785 года был ранен и пленен воевавший на стороне русских 20-летний грузинский князь П. Багратион. Однако, по сообщению академика П. Г. Буткова, раненому унтер-офицеру (позже - генерал от инфантерии) была оказана медицинская помощь, и в знак уважения за мужество, проявленное в бою, тот был доставлен на противоположный берег и возвращен противнику без каких-либо условий (см. Н. Ф. Дубровин, \\\"История войны и владычества русских на Кавказе\\\", 1888 год, стр. 577).
    Численность чеченцев за время Первой Русско-Кавказской войны сократилась, примерно, в десять раз. Причем оставшаяся часть народа во многом состояла из покалеченных людей, символом непокорности которых еще на протяжении двух лет после пленения Шамиля оставался одноногий, однорукий и одноглазый чеченский предводитель Бойсхар Бено.
    Многими современниками в XIX веке такая гуманитарная катастрофа воспринималась, как гибель чеченского народа.
    Что поддерживает этот народ в столь неимоверно трудные моменты истории?


    Ответ, по мнению доктора С.-М. Хасиева, кроется в стройной, упорядоченной системе мировосприятия, конкретной, основанной на подлинных ценностях, натурфилософии.

    4. Философия чеченской этики

    \\\"В основу внедрения и восприятия правил чеченской этики ставилась одна идея — все хорошо, что возвышает личность, дает ей возможность проявлять свои человеческие потенции, — утверждает в своих исследованиях чеченский этнограф.1— \\\"История — лишь дорога, по которой прошел свой жизненный путь человек или народ. Сама она ничего не говорит о прошедшем, \\\" — говорят в народе. Другое дело, если идущий накопает там ямы, навалит камней, тогда уже не только его имя, но имена всех его семи предков будут упомянуты. Упоминание семи предков имеет глубокий смысл, т. к. за хорошие поступки благодарят совершившего их, а за дурное у чеченцев обязательно упомянут предков. Но заставляя часто упоминать предков, по народным представлениям, сокращаешь жизнь своих потомков, т. к. предкам становится стыдно за недостойное поведение и они вынуждены бывают лечь лицом вниз. Предкам вообще не по душе хвастовство, они предпочитают дела и достойные деяния. Обыденные вопросы: кто ты? и чей ты? в чеченской среде вытекают из желания оценить личность. Так выясняются потенции возможных поступков и дел, потому что тот, кто дорожит именем предков, никогда не переступит грань между дозволенным и недостойным.

    Чтобы понять народ, необходимо заглянуть в его душу, мысли, узнать, чем он руководствуется в своих повседневных делах, постичь идеалы, к которым он стремится\\\".
    Рассмотрим же некоторые мировоззренческие понятия этого народа.

    Согласно чеченской легенде о происхождении человека, которую приводит С.-М. Хасиев, мир и люди вначале не разделялись по каким-то внешним признакам.

    \\\"Первоначально все ныне противостоящее свет и тьма, добро и зло представляло собой нерасторжимое единство. Затем явилось желание \\\"Laam\\\", после чего шевельнулось нечто световоздушное, распространенное повсюду (вездесущее), — \\\"А\\\" — и на определенный миг пришло в иное состояние, (искра, уголек), вокруг которого начала концентрироваться светлая благородная субстанция \\\"Daт \\\" или \\\"Мап\\\", что и привело к образованию человека — Аdат. Но мир устроен так, что за добром следует зло, за днем — ночь. Это происходит из-за того, что противоположная сторона тоже стремится к самореализации. В следующий раз вокруг \\\"A\\\" концентрируется не светлое, а темное (мрачное) — \\\"jukk\\\" и образуется \\\"jukkhati” (антипод Аdата). Здесь проявляется фатализм, утверждающий неизменную основу человеческой натуры.
    Аdат (человек) представляет собой гармоничное триединство, где каждой из составляющих отводится определенное место: \\\"Sa \\\" - свет, душа, дыхание; \\\"Нjeknal\\\" - ум (nje - мозг, kha - труд) и \\\"Сharh\\\" — тело, организм.

    \\\"Sа\\\" — явление первичное, универсальное, и без него нет ничего сущего. Вокруг него при стечении благоприятных обстоятельств образуется тело \\\"Charh\\\" (как кусочки масла при сбивании сливок). Это и есть та искорка, уголек, вокруг которого концентрируется \\\"Dат\\\". \\\"Sа\\\", как явление первичное, высшее, напрямую связанное с нравственностью, толкает человека на благородные поступки. Именно \\\"Sа\\\" порождает стремление к правде, справедливости, добру.

    \\\"Charh\\\" как элемент, занимающий самую низкую ступень иерархической лестницы, представляет антипод \\\"8а \\\" и требует постоянного волевого контроля над собой. Стоит хотя бы на миг дать ему послабление, как он выходит из подчинения, и человек становится рабом (\\\"Lai\\\") своей плоти.

    Ум — \\\"Hjekhal″ — результат работы мозга, связующее звено между первым и третьим началами. Он приходит позже них, а уходит, как правило, раньше. Ум изначально несет на себе печать противоречивости и с одинаковым успехом может стать на любую сторону. Если переходит на сторону \\\"Sа \\\", тогда человек становится подлинным \\\"Аdат \\\". Если же \\\"Hjekhal\\\" берет сторону \\\"Charh\\\"и борется против \\\"Sа\\\", то изворотливость, коварство, ветреность и лживость ума, дополненные бездеятельностью \\\"Charh\\\", низводят личность до \\\"jukkhati\\\".А \\\"jukkhati\\\" у чеченцев — это люди, которые живут сиюминутными прихотями, ублажая свою плоть, а потому они завистливы, аморальны, всегда готовы поживиться за чужой счет \\\".

    А вот что говорит ученый о культуре равенства:1

    \\\"Чеченская традиционная культура общения основывается на принципиальном равенстве всех людей и на неиспользовании, неподчеркивании своего превосходства. Поэтому тот, кто ехал верхом, первым приветствовал пешего; тот, кто шел с горы вниз, — того, кто поднимался, и т. д. Знаки внимания оказывались слабому, бедному, чтобы те не почувствовали своего ущербного положения. Народная мудрость гласит, что если ты на коне, конь может пасть через несколько шагов, а тот, кто был пеший, завтра может оказаться на скакуне. Недаром в чеченском фольклоре красной нитью проходит мысль, что среди людей всегда находятся сильнее сильного, умнее умного, богаче богатого, поэтому проявление кичливости недопустимо.

    До сегодняшнего дня у чеченцев бытует мысль, что у человечества кровь едина, а различаются люди и народы по своим понятиям. Здесь под понятиями подразумеваются язык, конфессиональная принадлежность, обычаи и обряды. Но все это — вторичное, главное же — это общечеловеческая сущность. У людей едины физические потребности, горе и радость, рождение и смерть, и перед ними все равны. Так, например, согласно чеченской традиции, не принято выделять украшениями памятники на кладбище.

    Эти основополагающие выводы из человеческого общежития переносились чеченцами на отношение к природе. Для традиционного мировоззрения чеченца живая и неживая природа не существовали в отдельности, так же как не было первостепенного и второстепенного в ней, т. к. все взаимосвязано и взаимообусловлено. Микро — и макрокосм, рациональное и иррациональное, где связующим звеном является человек, были включены в единую, доступную и понятную каждому систему мироздания. В природе, как и в обществе, нет и не может быть ничего такого, на что человек мог бы смотреть свысока. Чеченские пословицы, поговорки и притчи воспитывали у подрастающего поколения уважительное отношение ко всему сущему на земле. В жизни нет мелочей: не оставляй вбитый в землю колышек — будет болеть голова, не убивай лягушку — околеет корова, не лови бабочку — лишишь сестру радости сердца., и т. п. Чеченцы задолго до многих других народов перешли к медосбору, не уничтожим пчел. Коров доили, обязательно поддерживая вымя одной рукой, ударить домашнее животное считалось недостойным человека. Ценилось воспитание человека личным примером и внушением, а не телесным наказанием.

    Все существующее в мире необходимо и полезно, и если в данную минуту что-то показалось ничтожным и бесполезным, то в будущем в нем может появиться острая необходимость \\\".

    В то же время по представлениям чеченцев роль человека во вселенной и его ответственность за мир беспредельны. Вот как об этом пишет С.-М. Хасиев:″ \\\"По представлениям древних чеченцев вселенная состояла из трех элементов: верхнего мира ( или мира Богов), нижнего мира (или мира духов) и мира земного, человеческого. Все три мира соприкасались между собой, и гармонию их поддерживал человек. Абстрактно они представляют собой три круга, где первые два расположены по вертикали, и точка их соприкосновения служит центром третьему, земному, расположенному по горизонтали. Общим центром являлись очажная яма (\\\"tush\\\") и непосредственно связанный с нею человек. (Кстати, столица древневосточного государства Урарту называлась Тушпа. Философский смысл, который вкладывали урартийцы в ее название, легко объясним, если к \\\"Tuch\\\" добавить \\\"Pa/pha\\\" — артерия, поселение, т. е. Tush-pa/Tush-pha ее основатели ассоциировали с центром Вселенной. — Л. У. )

    В мире вещей, предметов и явлений нет деления на первостепенное и второстепенное. Все сущее возводится в ранг божества, а потому требует к себе бережного, почтительного отношения. Трудно даже сказать, какой из взаимосвязанных элементов более почитался : божественный или реальный. Система миропонимания и мировосприятия позволяла предкам жить в гармонии с природой. Все на земле имеет свое предназначение и может быть использовано человеком.

    В основе оценки человеческого достоинства — мера труда, затрачиваемого человеком на ту или иную работу. Возможно, поэтому народная традиционная метрология в определении пути не имеет общих единиц.8 \\\"Charhlarma\\\" — мера длины — меняется в зависимости от усилий, затрачиваемых человеком. Так, \\\"charhlarma\\\" в гору сокращается в зависимости от крутизны тропинки, тогда как вниз — увеличивается. \\\"Urd\\\" — площадь, вспахиваемая за световой день одной упряжкой, вверху, естественно, чуть ли не вдвое меньше, чем на равнине, так как в горах пласт всегда отваливают вниз со склона, и пашут не кругами, как на равнине. \\\"Кеs\\\" — трава, укладываемая за один рабочий день жнецом. \\\"Tsana\\\" — площадь скашиваемого поля одним косарем за световой день, и так далее..

    Чувства любви, уважения, признательности уподобляются у чеченцев раскрывшемуся цветку. Словесное их выражение сходно у чеченцев обрыванию лепестков и бросанию их под ноги тому, на кого направлены чувства. К человеку, который налево и направо изливает свои чувства, относятся с недоверием, т. к. считается, что у такого вместо живого цветка в сердце остается лишь никчемный стебелек. Чеченцы крайне болезненно воспринимают посягательство (словом или делом ) на честь и достоинство личности, причем неважно, от кого оно исходит.

    У чеченцев отсутствует чувство фатальности происходящего. Основной акцент делается на самого человека. Он, и только он в ответе перед Богом, перед обществом, перед потомками и перед предками за свои поступки. Однако добрые дела и поступки, совершаемые человеком в жизни, зачитываются не только ему, но и всем его родственникам\\\".

    5. Культ женщины и рыцарская этика

    В чеченской культуре женщина — исток всех нравственных начал. Существует популярное выражение у чеченцев \\\"Nenan mott\\\" (материнский язык). Оно, по утверждению Яна Чеснова, охватывает весь комплекс этики, принципы нравственного поведения и представления о человечности и добре, которые должны переселиться от матери в детскую душу.9
    \\\"Однажды у знаменитого человека спросили, какими такими свойствами он обладает, что столь прославился. Этот мужчина ответил, что ничего особого за собой не замечал. Вот только уважает его жена. А потому и вся семья. Уважение в семье вызвало такое же отношение односельчан. Уважение с их стороны определило уважение всей страны\\\".10
    Приведенное предание, по мнению этнографа, — не просто мо-рализированный фольклор. Это исконный институт чеченского общества — приоритет женского начала. \\\"Поэтому во вновь построенный дом первой положено входить хозяйке, которая затем приглашает войти супруга\\\".10

    В богатом женскими персонажами чеченском фольклоре почти не встречается образ злой колдуньи или безобразной старухи, зато много места отдано женщине-матери и сестре.
    У чеченцев есть сентенция: \\\"Нет мужчины, который исправил бы женщину. Но многие женщины из недостойных мужчин делают достойных\\\".
    В чеченском институте кровной мести посягательство на жизнь и честь женщины оценивается \\\"двойной кровью\\\".

    В старину считалось, что потеря семейной или родовой чести начинается с женщины, а древнее брачное правило гласило: \\\"Ищи сыну семя (т.е. породу) \\\". Иначе говоря, в будущей матери должны быть те качества, которые перейдут к детям. Эта же мысль средоточена в упомянутом выражении " Nenan mott\\\".9
    В чем же состоит логика ментальности чеченцев и какая роль в ней отводится женщине?

    По мнению специалиста вайнахской этнографии Я. Чеснова, чеченское общество исторически всегда было поляризовано на мужскую и женскую части. Женский полюс означал природу, а мужской — культуру. \\\"Разведение женского и мужского полюсов по оппозиции природа-культура — доказывается житейскими наблюдениями. Почему у чеченцев оппозиция природа-культура не только созерцаемое явление, а фактор социальности, причем выводимый скорее из полюса природы, чем культуры? Ответ может быть очень сложным и в то же время простым: этика жизни здесь является предпосылкой социальных норм, и эта этика жизни порождена женщиной\\\".″″1
    Остановимся теперь на некоторых категориях чеченской культуры поведения.


    Прежде всего, это \\\"Gillakh\\\" и \\\"O’zda\\\". \\\"Gillakh\\\" — понятие близкое к этикету. Это внешнее проявление культуры поведения: мимика, жест, тональность




    Источник: http://www.checheninfo.ru
    Категория: Краеведение | Добавил: leko (18.06.2011)
    Просмотров: 4520 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 магомед  
    "горцы устроили пир в его честь и поэтому опоздали к началу" - Это , наверное единственный случай, когда опоздание пошло на пользу. Кавказ - идеальный край

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]


    Яндекс.Метрика               Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz